websity
aquamaniainfo@gmail.com
Пн - Сб: 9:00 - 19:00

В корзине пусто!

Что такое транец на надувной лодке ПВХ

  • 26 02 2020

Транец – это плоская жесткая пластина, на которой фиксируется подвесной мотор (иногда эхолот, транцевые колеса). Его ширина либо совпадает с шириной лодки, либо немного меньше ее. Транец должен обладать прочностью, достаточной, чтобы выдержать вес мотора. И еще важно, чтобы он технически правильно сочетался с конструкцией конкретной модификации лодки. Только тогда обычная резиновая шлюпка превратится в настоящую моторную лодку.

Сейчас существует три варианта транца: для моторных судов с жестким корпусом, для надувных лодок ПВХ с подвесной или стационарной конструкцией. Далее мы рассмотрим две последние версии.


Выбирая транец для надувной лодки, подумайте, что для вас наиболее важно. Возможно, это будет удобство сборки и компактность. А может, надежность крепления мотора. Соответственно этим требованиям и выбирайте между двумя типами транца:

  1. Навесной транец. Присутствует на гребных и моторно-гребных лодках. У такого транца простая конструкция и быстрая установка. Он состоит из транцевой доски и крепежной системы. Рассчитан на легкие моторы, с мощностью не более 3 л.с. Выполняется из плотного материала, стойкого к механическим повреждениям и непрерывному воздействию влаги. При этом поверхность транца не идеально ровная. Ведь подвесной лодочный двигатель крепится посредством струбцин с плоскими опорами. Для лучшего контакта с мотором поверхность транца должна быть слегка шероховатой.
  2. Встроенный или стационарный транец. Он является задней кормой и местом крепления мотора. Встроенный транец выполняется из толстой влагостойкой фанеры (из него же делают и пайолы), хотя может использоваться стеклопластик или легкий металл. Он устанавливается еще на стадии производства лодки. Высота такого транца не регулируется. Модель двигателя подбирается с учетом высоты транцевой доски. В процессе пользования лодкой из ПВХ со стационарным транцем, нужно избегать ударов ноги двигателя о дно, камни или коряги. При не отпущенном фиксаторе навесного мотора возможно выдергивание транца из корпуса лодки. Грубо говоря, судно будет испорчено.

Перед покупкой навесного транца рекомендуем обратить внимание на крепежи и угол наклона. Для любителей скоростной езды навесной транец не подойдет. А вот для поклонников рыбалки и дальних заплывов он будет в самый раз. Это объясняется его конструкцией и возможностями. 

Основные параметры и возможности навесного транца

Безопасное и эффективное использование резиновой лодки определяется техническими характеристиками транца. В первую очередь это зависит от его толщины, угла наклона при установке, а ещё поверхности транца. В вопросе толщины важна максимальная мощность мотора, используемого на лодке. Например, для двигателя мощностью до 15 л.с. толщина транца должна быть более 18 см. Если мотор более мощный, желательна толщина свыше 3,5 см.

Определенную роль играет угол наклона транца. Он варьируется в пределах 4-6 градусов. Это нужно для достаточного погружения в воду ноги подвесного лодочного мотора. Такая градация показателей наклона рассчитана на моторы от разных производителей. Благодаря оптимальному положению двигателя увеличивается скорость резиновой лодки и уменьшается количество брызг за кормой. Правильный угол наклона транца улучшает работу винта и уменьшает расходы топлива. И как бонус – практически полное исключение риска поймать воздух винтом.


Установка транца на надувную лодку из ПВХ

Транец на резиновую лодку крепится несколькими способами:

  1. С помощью накладного элемента из ПВХ ткани. Приклеивается на кормовой баллон. Еще используется карман под нижнюю часть транца и две планки с отверстиями под шнуровку. Одна из них пропускается сквозь прорезь вверху.
  2. С помощью рамы-кронштейна. Фиксируется к специальным крепежами, приклеенным к кормовому баллону. У рамы-кронштейна может быть разборная и неразборная конструкция. Разборные версии компактны, потому занимают минимум места при транспортировке. Но их резьбовые соединения могут ослабляться из-за вибрации. Потому время от времени нужно проверять их надежность. В случае с неразборной конструкцией рамы-кронштейна не придется контролировать натяжение гаек. 

Первый вариант установки осуществляется дольше, да и шнуровка не дает жесткой фиксации транца. Второй способ позволяет устанавливать и снимать всю конструкцию за пару минут, а крепления крепко держат ее в одном положении.

Транец на лодку ПВХ можно установить самостоятельно. Чтобы все сделать правильно, его нужно расположить строго по центру задней кормы. В обратном случае можно получить большое количество брызг и снижение скорости. Крепежи струбцины нужно надежно затянуть, а потом регулярно их проверять и если надо, подтягивать.

После того как закрепите навесной мотор, проверьте правильность размещения его подводной части. Выше лопастей гребного винта на всех двигателях расположена антикавитационная плита. Она защищает его рабочую область от захвата воздуха с воды. Эта пластина должна быть ниже дна лодки на 4-5см.

Затем найдите оптимальный угол установки мотора по отношению к транцу. Чтобы это сделать, нужно перемещать фиксатор в отверстиях струбцины. Обычно оптимальный результат получают на втором или третьем отверстии, если считать от транца резиновой лодки. Если откинуть двигатель слишком высоко, шлюпка задерет нос на старте и будет западать на плаву. Если слишком прижимать мотор, лодка ПВХ будет ударяться о поверхность воды, образует много брызг и снизит скорость хода. При правильной установке двигателя резиновая лодка идет ровно, брызг мало, а винт на повороте не хватает воздух. Все это достигается путем экспериментов. Общей рекомендации для всех моторов и суден нет.

Современные двигатели имеют один или несколько режимов движения по мелководью. Это защищает винт и редуктор от деформаций. Легкие моторы можно поворачивать на струбцине на 180 градусов. Очень маленькие моторы без реверса можно вращать на 360 градусов. Ну а на более мощных моторах угол поворота небольшой и обычно доступен в пределах 90 градусов. Это объясняется требованиями безопасности – тяжелый двигатель может опрокинуть резиновую лодку.

Установив мотор, пройдитесь по ровной воде. Если за кормой много брызг, двигатель надо поднимать, если винт хватает воздух – наоборот опускать. Это основные рекомендации, которые помогут «подружить» лодку, транец и мотор.


Выбор двигателя для резиновой лодки с транцем

Остается последний вопрос – какой двигатель использовать вместе с навесным транцем – бензиновый или электрический. Оба варианта имеют свои нюансы. Бензиновый двигатель больше и тяжелее электрического. Но он и практичнее в плане используемого топлива. Бензиновый мотор больше вибрирует, чем тот, который работает от электрики. Опасность вибрации для надувной лодки кроется в негативном воздействии на гайки транца. Они элементарно расшатываются.

Вместе с навесным транцем также могут использоваться электродвигатели. Но в данном случае придется беречь аккумулятор. Он ведь самый дорогой элемент мотора. Еще нужно продумать возможность его подзарядки. Однако у электромоторов есть большой плюс – высота ноги регулируется. Условно говоря, это самое удачное решение для надувной лодки с навесным транцем.

Какой бы мотор вы не выбрали, рекомендуем привязать его к шлюпке тросом или веревкой. Это перестраховка на случай поломки транца или его крепежей. Двигатель в любом случае останется в лодке.

Регулируемый навесной транец – решение многих проблем

Если вам надоело ходить на веслах или потребовался второй двигатель резиновой лодке (для троллинга, как страховка на случай поломки основного мотора), установите навесной транец. Если у вас возникли трудности с креплением эхолота для рыбалки, закрепите датчик стационарно к транцу. Тем более, так рекомендуют в инструкциях сами производители. Главное в этом деле надежность фиксации ведь от нее зависит эффективность работы датчика.

Навесной транец – идея гениальная, но при условии его правильной установки и эксплуатации. А еще он должен соответствовать двум основным требованиям. Во-первых, быть надежным и качественно выполненным. Во-вторых, способным зафиксировать двигатель в нужном рабочем положении. Тогда выносной транец будет простым в эксплуатации. Его легко устанавливать и снимать. Весь процесс занимает считанные минуты.