aquamaniainfo@gmail.com
Пн - Сб: 8:00 - 20:00

В корзине пусто!

Почему не заводится лодочный мотор — полезные рекомендации по выявлению и устранению неполадок

  • 28 01 2020

Во время рыбалки, охоты, туризма или прогулок на лодке по водной глади никто не желает столкнуться с такими неприятностями, как заглохший движок. Тем не менее, такая распространенная проблема может коснуться каждого и, конечно, в самое неподходящее время. Чтобы достойно встретить ее лицом к лицу и не позволить плохой работе двигателя испортить вам настроение, следует знать, что делать, если ваш лодочный мотор перегревается, внезапно глохнет или вовсе не заводится.


Лучшим инструментом станет сохранение спокойствия и уверенность в своих действиях. В каких-то случаях другого выхода, кроме как прервать путешествие, отбуксировать лодку обратно и выложить определенную сумму за ее ремонт, не остается. Но чаще всего опытный владелец транспортного средства вполне способен самостоятельно и без лишних трат справиться с неисправностями ПЛМ (подвесного лодочного мотора). Для этого требуется понимание устройства двигателя, принципов его функционирования, а также методов решения основных проблем с ним.

Неполадки подвесных лодочных моторов — распространенные причины

У неисправностей подвесного лодочного мотора ПВХ лодки может быть множество причин — от легких “глюков”, которые элементарно просто устранить, до серьезных поломок, требующих экспертной оценки механиков и профессионального ремонта. Важно уметь сходу отличать одно от другого. Неопытные хозяева моторок очень часто сталкиваются с незначительными неполадками, вызванными следующими факторами:

  • недостаточно внимательным прочтением инструкции по эксплуатации;
  • несоблюдением правил профилактического ухода за двигателем. 

Бывает, что неопытный шкипер совершает бесчисленные попытки завести лодочный мотор, просто позабыв вставить ключ аварийного отключения. В итоге ему ничего не остается, как тщательно просушивать свечи. Еще один распространенный по неопытности курьезный вариант, почему не заводится двигатель — закрытый кран топлива. Чтобы избежать проблем из категории “несерьезных”, достаточно вооружиться инструкцией к подвесному лодочному мотору и периодически поглядывать в него, чтобы не оставалось сомнений в правильной последовательности действий. Не помешает также прислушаться к рекомендациям опытных специалистов и бывалых владельцев лодок и катеров.

Серьезные проблемы требуют соответствующего отношения. Если запустить лодочный мотор не удается, вам предстоит проверить электрическую и топливную систему на предмет неисправностей. При этом неопытным владельцам мощных современных агрегатов специалисты советуют не пытаться разбирать движок со сложной системой внутри, а сразу отвести его в сервисный центр, чтобы из-за собственных неправильных действий не потерять бесплатное обслуживание по гарантии от производителя.

Обратите внимание! Однозначным лидером по количеству проблем с ПМЛ по статистике является топливная система. Объясняется этот факт, разумеется, использованием сомнительного по качеству топлива. Однозначная рекомендация — старайтесь заправляться горючим для своей лодки только на заслуживающих доверия заправках.

Описывать все разнообразие неисправностей подвесного лодочного мотора — занятие, которое может растянуться на долгое время, поэтому сосредоточим внимание на тех неполадках, что встречаются гораздо чаще других. Вооружившись знаниями, как с ними справиться, вы не позволите возможным проблемам застать вас врасплох.


Если двигатель не запускается

Перечислим возможные неисправности лодочного мотора в порядке возрастания их сложности — от банальных до реальных — и приведем эффективные варианты решения:

  • В топливном баке нет горючего. Заполните бак топливом, но если он перегрелся, перед тем как заправлять, позвольте ему остыть.
  • В топливном баке старое (более месяца) топливо или вода. Причиной того, что мотор не запускается, может оказаться попадание в топливо воды или чрезмерного количества масла. Догадаться об этом можно по характерным симптомам — редким хлопкам в карбюраторе. Выход здесь только один — слейте некачественное содержимое и наполните емкость свежим бензином. Рекомендуется также установка фильтра сепаратора.
  • Бывают ситуации, когда ПЛМ (подвесной лодочный мотор) не запускается из-за избытка горючего в картере (топливная жидкость забрызгивает свечи). В таком случае необходимо слить весь излишек из поплавковой камеры. Делается это следующим образом — откройте полностью дроссельную заслонку, закрыв краник топливного бака, потом выкрутите свечи и высушите их, протерев насухо. Сам агрегат придется пару раз продуть пусковым шнуром.
  • Разомкнута цепь зажигания. Вставьте ключ-стропу на место и убедитесь, что он прочно сидит. Просушите свечи, если запускали мотор без клипа.
  • Рычаг двигателя установлен в передаче. Рычаг должен занимать нейтральное положение, установите его правильно и попробуйте завести движок снова.
  • Разрядился аккумулятор. Если ваш электродвигатель не заводится, возможно, ему просто не хватает для этого энергии. Зарядите аккумулятор и заодно проверьте на присутствие повреждений (присутствие ржавчины или оголенной проводки) все соединительные электрические элементы.
  • Неисправности свечей зажигания. Проблема тестируется так: выкрутите свечи и внимательно осмотрите их. Если на электродах обнаружены следы горючей смеси, значит проблем с поступлением топлива в цилиндр нет. Если свечи покрыты грязью или не отвечают требуемому типу, их следует почистить или же заменить другими. Проверьте также колпачок свечи и, если нужно, поправьте его. 
  • Износ или разрыв проводки зажигания. Возможно, агрегат не запускается из-за повреждения проводки. Обследуйте ее, обнаружив слабые, уязвимые места, закрепите их, а изношенные или оборвавшиеся провода следует сразу же заменить.
  • Проблемы с искрообразованием. Электрическая система требует проверки на состояние искрообразования, возникающее между двумя электродами — попробуйте повернуть стартер, одновременно прижав резьбу свечи к блоку цилиндров (рекомендуется иметь в запасе резервную свечу). 

Если двигатель внезапно глохнет

Вы заметили, что лодочный мотор плохо, неровно работает, а то и вовсе может заглохнуть на холостом ходу? У подобных неисправностей может быть достаточно много причин:

  • забился топливный фильтр;
  • засор в вентиляционной головке;
  • завернут болт отверстия вентиляции на баке для горючего;
  • перекручен или защемлен топливный шланг.

Так или иначе, но раз лодочный мотор внезапно глохнет, что-то явно мешает его работе, и ваша задача — обнаружить и устранить эту помеху. Проверьте состояние топливного шланга, произведите чистку или замену фильтра, открутите болт вентиляции и очистите от загрязнений вентиляционную головку. Топливные фильтры тоже заслуживают вашего внимания, если вы ищите причину неисправностей и неполадок. Их, кстати, следует осматривать регулярно, после каждый пятидесяти часов работы лодочного мотора. Особенно актуальны такие проверки для подвесных двигателей с впрыском горючего.

Очень часто поломки как таковой нет вовсе, а просто имеет место недостаточно хорошее крепление шлангов к насосу или карбюратору, а также сильное загрязнение перечисленных элементов. Подавляющее большинство карбюраторных работ (разобрать, почистить, отрегулировать) в мастерских приходится именно на период начала навигации. Больше всего “страдают” двухтактники, не подвергавшиеся консервации. В них остатки старого топлива и масла образовывают отложения смолистой консистенции, которые могут забивать отверстия игольчатых клапанов и жиклеров, препятствуя их нормальному функционированию. В четырехтактных лодочных моторах чаще проявляется другая проблема — засоры фильтров и иногда неполадки с топливными насосами.


Перегрев лодочного мотора

Подвесные лодочные моторы, чтобы избежать перегрева, нуждаются в постоянном охлаждении за счет большого количества воды, непрерывно протекающей через них. Если процесс нарушен, работающий двигатель нагревается и глохнет. На пару секунд он включается вхолостую, ради попадания воды. Этот момент вы обязательно заметите по специфическому запаху гари и изменению цвета эмали с элементов мотора.

Как исправить неполадку:

  • выключите движок;
  • проверьте наличие блокировки в потоке воды (препятствовать ее поступлению могут водоросли или иные посторонние предметы);
  • дождитесь остывания агрегата и снова запустите его.

Еще одно причиной того, что ПЛМ (подвесной лодочный мотор) перегревается и плохо работает, может оказаться нефункционирующая крыльчатка водяного насоса. Если эта деталь сломается, циркуляция воды и подача ее в двигатель будет остановлена. Единственный выход в данном случае — заменить крыльчатку.

Обратите внимание! Лодочные моторы невысокой мощности, преимущественно, не оснащаются сигнализацией перегрева. Каналы системы охлаждения рекомендуется обязательно очищать раз в навигацию от засоров и отложения солей. Через каждые 100 часов эксплуатации следует проверять состояние помпы. В периодической замене (по временному признаку) нуждается также крыльчатка.

Лодочные моторы: выводы

Никто не застрахован на 100% от проблем с двигателем. Заядлые рыбаки, внимательно следящие за состоянием лодки и комплектующих, как и те, кто использует плавсредство лишь изредка, по выходным для прогулок, рано или поздно могут столкнуться с тем, что мотор заглох, не заводится или перегрелся. Прекрасно, если вы можете диагностировать неисправность и имеете представление о том, как устранить те или иные неполадки, такие навыки сэкономят вам кучу сил, нервов, а зачастую и денег. Но кроме знаний, как победить самые распространенные неполадки лодочного мотора, следует позаботиться и об информированности в другой области:

  • что нужно делать, чтобы сохранить ПЛМ в идеальной форме;
  • как обеспечить оптимальную работу движка и получить от него максимум отдачи;
  • как добиться продления срока эксплуатации ПЛМ.

На рынке комплектующих для катеров и моторных лодок сегодня присутствует широчайший ассортимент агрегатов с самыми разными техническими характеристиками. Мощные четырехтактные лодочные моторы (50 лошадиных сил и более) имеют большое сходство с автомобильными двигателями, так что самостоятельный ремонт без профессиональной диагностики представляется маловероятным. Но и в новых современных моделях, и в старых вариациях меньшей мощности таких сложностей уже не будет. С большинством распространенных причин, почему лодочный мотор работает плохо, можно разобраться самостоятельно.

Львиную долю задач вы решите автоматически, если будете использовать бензин достойного качества и регулярно проходить технические проверки. Когда агрегат достигает предела своего срока службы, рациональнее заменить его на новый, чем вкладывать средства в починку. Ремонт ПЛМ — удовольствие не из самых дешевых, так что имеет смысл сделать все возможное, чтобы избегать его как можно дольше.